"Час Земли": что делают ритейлеры для защиты окружающей среды

40 0
25 марта во всем мире проводится “Час Земли” - акция, направленная на привлечение внимания к проблеме сохранения ресурсов планеты. Как ритейл влияет на экологию, и что делают западные и российские продавцы для защиты окружающей среды?

Торговля ─ как офлайн, так и онлайн – одна из наиболее активно развивающихся отраслей. Однако она не только создает огромное количество рабочих мест, но и наносит существенный ущерб экологии. Высокое энергопотребление, большое количество отходов, автомобильные выхлопы при транспортировке товаров и многие другие факторы отрицательно влияют на состояние окружающей среды.

Крупные мировые ритейлеры регулярно вызывают нарекания экологических организаций. Не так давно группа Гринпис опубликовала результаты исследования, посвященного энергоэффективности облачных систем и их влияния на экологию. Согласно данным экологов, облачные сервисы Amazon ─ одни из самых «грязных» в отрасли.

На долю центров обработки данных (ЦОД) приходится существенная часть углеродного загрязнения атмосферы, связанная с IT-индустрией. При этом, большинство крупных интернет-магазинов активно переходит на использование облачных технологий. Вместе с ростом влияния интернета и числа постоянно работающих гаджетов будет расти и количество потребляемой ЦОДами электроэнергии.

В Европе в 2009 году была запущена «Программа экологических мер ритейлера" (REAP), в рамках которой, крупнейшие розничные продавцы подписали добровольный экологический бизнес кодекс. Согласно ему, компании обязуются принимать меры по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду. Например, снижать потребление воды, бумаги, энергии (использовать возобновляемые энергоисточники и энергосберегающее оборудование), сокращать выбросы парниковых газов в результате своей деятельности или работы своих магазинов.

Благодаря этой программе, ритейлер Tesco объявил о полном переходе своего распределительного центра в городе Уиднес (Англия) на электрическую энергию, производимую из пищевых отходов. А Marks & Spencer существенно сократил количество используемой упаковки и повысил энергоэффективность магазинов.

В России экологическое мышление пока не слишком развито. И больше проектов, направленных на защиту окружающей среды, можно наблюдать в офлайн, нежели в онлайн-среде. Однако и они не отличаются разнообразием: в основном, это отказ от использования пластиковой упаковки, в некоторых крупных сетях реализуются программы по утилизации бытовых отходов.

«Ритейл ─ самая сложная сфера для привлечения средств на финансирование экологических проектов, это в равной степени касается как традиционного, так и онлайн сектора ─ комментирует Любовь Якубовская, заместитель директора Центра охраны дикой природы ─ Данный вид бизнеса не ощущает никакой связи с влиянием на состояние окружающей среды. Максимум ─ отказ магазинов использовать полиэтиленовые пакеты, но экологи рады и такому проявлению заботы о природе. Здесь лишь отчасти вина самих ритейлеров, основная проблема это отсутствие запроса со стороны общества. Наше общество в целом сейчас не озабочено вопросами сохранения природы. Люди даже не пытаются подумать, что нарисованные буквы «эко» на сайте продуктов «из деревни» могут и не иметь под собой никакой смысловой нагрузки. Например, фермерская свинина из свинарника, который загрязняет местную речушку, по западным нормам не может считаться экологическим продуктом, а у нас – запросто. Неприхотлив потребитель, вот и ритейлер не стремиться создать образ экологически ответственного бизнеса. Чтобы картина не казалась совсем мрачной, отмечу, что иногда встречаются маленькие онлайн-магазины, чьи хозяева устраивают кратковременные акции в пользу экологических организаций, но это скорее экзотика».

[caption id="attachment_17608" align="aligncenter" width="660"] Михаил Пестерев, CityNature.ru[/caption]

То, что сейчас потребителей больше волнует цена товаров, нежели экологичность продукции, подтверждает генеральный директор интернет-магазина CityNature.ru Михаил Пестерев: «За последние 2 года существенно изменилась структура спроса на эко-косметику и эко-бытовую химию. Рынок просел. Это вызвано сокращением уровня реальных доходов и увеличением стоимости товаров из-за роста курса доллара. Если раньше средний класс часто закупал натуральную и эко-сертифицированную косметику, то сейчас спрос сместился в сторону доступной и демократичной по цене косметики без привязки к натуральности или к бренду».

Не слишком удачным опытом отказа от полиэтиленовой упаковки делится Роман Ануфриев, директор по интернет-коммерции Издательского дома «Альбо Нумисматико»: «Пару лет назад мы решили, что будем выдавать и доставлять заказы в пакетах из биоразлагаемых материалов. Заказали партию около 5 тысяч. Через пару недель эти пакеты начали разлагаться прямо на нашем складе, источая при этом совершенно жуткий запах. После такого опыта вернулись к обычному пластику. А вот при отправке заказов почтой перестали использовать пластиковые пакеты совсем ─ перешли на коробки из переработанной гофры и крафт-конверты».

Однако не все эксперты настроены пессимистично. «Ведущие торговые компании уже придерживаются принципа минимизации негативного воздействия, ─ отмечает Ольга Зацепина, руководитель департамента экологического проектирования EcoStandard group  Они внедряют раздельный сбор отходов и передачу их на утилизацию. Причем это жестко контролируется со стороны государственных органов и накладываются штрафы за невыполнение. Например, отходы, которые можно переработать, запрещено размещать на полигоне. Все компании имеют перечень обязательной отчетности согласно законодательству в области охраны окружающей среды – до 20 разных видов. Кроме того, они нормируют свое воздействие по воздуху, делают замеры. Те, которые находятся за пределами городов – чистят сточные воды. Также не стоит забывать, что 2017 - год экологии, и поэтому у многих компаний прописан экологический аспект в годовой PR-стратегии».

В 2016 году экологи составили рейтинг самых «зеленых» российских магазинов – правда, в исследовании участвовали только крупные офлайн-сети. Критериями оценки стали: наличие бумажных пакетов, продажа развесных товаров без упаковки, раздельный сбор мусора и другие экологические аспекты деятельности ─ более 30 параметров.

Возглавила рейтинг сеть «Ашан». На кассе в «Ашане» можно купить бумажные пакеты и многоразовые сумки. Ритейлер отдает на переработку картонные коробки и стретч-пленку, а также макулатуру, пластиковые и стеклянные бутылки, алюминиевые банки и батарейки, которые сдают покупатели. В магазинах сети используется энергосберегающее оборудование, а сотрудники проходят обязательное обучение по экологии.

На втором месте – «Дикси». Компания открыла пункты раздельного сбора мусора в некоторых магазинах Москвы и МО, переходит на светодиодное освещение супермаркетов. Как и «Ашан», передает на переработку картон и стретч-пленку, сокращает использование полиэтиленовых пакетов и использует оборотную тару.

Замыкает тройку лидеров «Перекресток». В 2009 году компания запустила супермаркеты нового формата «Зеленый Перекресток» с упором на заботу об экологии. В них клиенты могут упаковывать продукты в бумажные коробки, которые после отправляются на переработку.

Среди онлайн и омниканальных ритейлеров экологические программы можно найти в сети «Эльдорадо» - уже не первый год компания занимается утилизацией бытовой техники. В Европе уже давно работают подобные программы. Например, в Швеции, на свалку отправляется лишь 4% бытового мусора, в то время как остальной перерабатывается. В России пока все с точностью до наоборот.

Экологические программы действуют и в «Юлмарте». В петербургских кибермаркетах компании установлены экобоксы для сбора батареек и энергосберегающих лампочек, выработавших свой ресурс. Впоследствии они отправляются на утилизацию. Также ритейлер проводил акции в Москве по замене ламп накаливания на энергосберегающие.

«Для доставки заказов нашего интернет-магазина мы используем картонные коробки, а в качестве наполнителя – материал «экофло», ─ рассказывает Марина Алёхина, менеджер интернет-магазина Lush RussiaЭтот натуральный материал является альтернативой полистиролу, он состоит из картофельного крахмала, поэтому быстро разлагается в воде и почве. Хрупкие предметы заворачивают в биоразлагаемую целлюлозную обёртку, которую потом можно смело отправлять в компост. В целом, принцип компании Lush: меньше упаковки, затрат энергии, воды и как можно больше свежих и полезных ингредиентов в продуктах, которые не наносят ущерба экологии. Значительная часть косметики Lush в розничных магазинах продается без упаковки. Знаменитые черные баночки Lush изготавливают из вторично переработанного пластика, бумагу для подарочных наборов – из макулатуры».

Пока в России примеры заботы об окружающей среде скорее исключение, чем правило. Однако то, что «Час Земли» и подобные эко-акции с каждым годом привлекают все больше внимания как ритейлеров, так и потребителей, оставляет надежду, что ситуация пусть медленно, но верно, будет меняться.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.