Как организовать доставку в интернет-магазине

1159 0

С какими сложностями сталкиваются онлайн-ритейлеры при организации доставки? Какие существуют особенности логистики в зависимости от масштаба и специфики магазина? И когда технологические новшества вроде доставки роботами придут в Россию? Рассказывает Сергей Егоров, коммерческий директор транспортной компании  СДЭК.

— Расскажите, пожалуйста, с какими основными проблемами при организации доставки сталкиваются российские интернет-магазины?

— Российские интернет-магазины при открытии сталкиваются, прежде всего, с непониманием бизнеса. Наиболее распространенная проблема — попытки организовать доставку своими силами. Есть иллюзии, что свой курьер: А — будет продавать товар, В — будет более сервисоориентирован и С — обойдется дешевле.

На самом деле, это не так.  Курьер никогда не будет продавцом. Обученные курьеры логистических операторов, профессиональных участников рынка, вполне способны оказывать сервис высокого качества. И если говорить о дороговизне, то тоже нет.

Чтобы покрыть зону даже небольшого города, нужно несколько курьеров. Один единственный курьер маленького интернет-магазина мотается туда-сюда. За это время владелец теряет заказы. Немаловажно также, что на организацию доставки, на ее контроль уходит много времени.

А если мы говорим о междугородней, межстрановой доставке, то здесь становится еще сложнее. То время, которое владелец магазина потратит на организацию доставки, можно было потратить на развитие сайта, ассортимента, своих продаж. То есть, на развитие собственного бизнеса

— Какие особенности организации доставки есть в зависимости от масштаба интернет-магазина — небольшой/крупный?

— Специфических особенностей я бы не стал выделять. А вот путь, как стать из небольшого крупным, я бы вкратце мог показать. Если рассматривать своих логистических партнеров не как способ доставки, а как способ развития продаж, как дистрибуционную сеть, которая включает: пункты выдачи заказов, возможность доставки в любой населенный пункт, тогда продажи интернет-магазина будут расти быстрее, чем при продвижении в отдельно взятом регионе.

— Какие особенности организации доставки есть в зависимости от категории товаров? Пример: доставка свежих продуктов и доставка бытовой техники будет явно отличаться.

Пример, конечно же, приведен крайний. Бытовую технику мы действительно доставляем. Причем, стараемся ограничивать МГБТ (мелкогабаритной бытовой техникой), потому что есть специфика в доставке крупногабаритных товаров. Что касается доставки свежих продуктов — я в России не знаю ни одного примера, когда оператор доставляет как продукты, так и иные отправления интернет-магазинов: бытовую технику, косметику, одежду и так далее.

Если говорить об особенностях доставки, то доставка свежих продуктов требует различных терморежимов, условий хранения и перевозки согласно СанПин и другим нормативам документам. Чтобы свежие продукты действительно оставались свежими. Доставка бытовой техники ограничена, пожалуй, спецификациями конкретных товаров.

— Есть ли на рынке логистики для интернет-магазинов специализация? Условно, один подрядчик хорош для магазинов с крупногабаритным товаром, другой прекрасен для работы с широким географией?

— Я бы не стал выделять направление логистики для интернет-магазинов в данном случае. Есть специфика в целом логистического рынка. Есть компании, которые хорошо справляются с крупными грузами. Есть компании, которые организуют транспортные сети, отправляют целыми фурами. Есть компании, которые великолепно себя чувствуют на перевозке сборными грузами. Они пытаются выйти на рынок интернет-магазинов, но им это очень трудно.

В то же время интернет-магазины для доставок КБТ вынуждены обращаться к ним, хотя, конечно же, клиенты не получают достойного уровня сервиса, но иных вариантов пока нет. И есть курьерские компании, к которым относится и наша компания СДЭК, которая доставляет, в первую очередь, мелкие и средние посылки и отправления.

Мы работаем над тем, чтобы стать игроком на рынке перевозки крупногабаритных товаров. Но это дело не текущего года. Слишком сильно меняется инфраструктура. Чтобы оперировать крупными грузами, нужно иное складское хозяйство, иная скорость обработки, иные транспортные схемы. Поэтому пока это не для нас. Но это общая специализация рынка безотносительно интернет-магазинов.

— Имеется ли специализация у СДЭК? Каким магазинам стоит к вам обращаться?

— Мы не работаем со скоропортящимися товарами; не занимаемся крупной бытовой техникой и крупногабаритными товарами — за исключением тех случаев, когда это минимальный процент от количества заказов у конкретного клиента, и клиент не хочет “размазывать” логистику по нескольким операторам.

— Чего сейчас недостает на рынке логистики для интернет-магазинов? Каковы основные «болевые точки» ваших клиентов?

— Больше всего, конечно же, недостает транспортной инфраструктуры. Еще очень много регионов в стране, где транспорт доступен нерегулярно либо с большими временными интервалами — раз в неделю, например. При том, что у нас даже в самых дальних регионах развивается и интернет, и понимание того, как удобно и выгодно покупать в онлайн-магазинах. Всё-таки транспортная инфраструктура отстает. “Почта России” одна с этим не справлялась, не справляется и никогда не будет справляться.

Мы стараемся расширять сеть своей доставки. На сегодняшний день у нас открыто 1100 пунктов выдачи, большая часть из которых находится в России. Мы идем к нашей цели: достичь шаговой доступности.

Мы развиваем доставку в городах и населенных пунктах областного значения. На сегодняшний день уже больше 15 000 населенных пунктов, в которые мы доставляем.

— Предприниматель решил запустить интернет-магазин. С чего начать в сфере организации доставки?

— Конечно, я как представитель компании СДЭК смело могу сказать — обращайтесь к нам, мы поможем! Но вообще, я бы предложил предпринимателю провести переговоры с тремя-четырьмя операторами. В идеале, чтобы у оператора были все способы доставки: сеть ПВЗ, курьерская доставка, доставка “Почтой России” и почтаматы. Выдумывать новые специфичные алгоритмы, какие-то акции с доставками я бы не рекомендовал. Не надо усложнять и без того сложный период открытия.

— Как слияние офлайн- и онлайн-торговли (омниканальность) меняет рынок доставки?

— Принципиально, наверное, никак. Но когда у крупной компании появляется новый канал продаж, появляется такая услуга как ship from store. В этом случае система видит остатки товара в конкретном магазине в определенном населенном пункте, и нет необходимости везти заказ интернет-магазина со склада в Москве в какой-то регион. Вполне можно прислать курьера, который заберет в нужном магазине заказ и доставит его получателю.

— Фулфилмент для интернет-магазинов. Что это и кому он нужен?

— Фулфилмент — очень интересная часть данного бизнеса. Сам по себе он появился в начале прошлого века в Америке, в период биржевого бума. В то время не было электронных бирж, и все акции, купленные на бирже, должны были доставляться оригиналами покупателям, которые приобретали их через маклеров.

Маклеры были вынуждены запечатывать акции в конверты, подписывать, везти на почту и отправлять. Тогда появились предприимчивые люди, которые организовали, можно сказать, первый центр. Набирали девушек, которые собирали эти акции, клеили конверты и сдавали на почту. Поэтому фулфилмент родился как предпочтовая подготовка.

Сейчас понятие стало шире. В первую очередь, это информационный обмен между базами данных, позволяющий правильно скомплектовать товар. На сегодняшний день в России очень мало, можно сказать, нет предложений, которые помогут начинающему интернет-магазину в комплектации заказов, упаковке и доставке. Мы частично данную услугу оказывали, а сейчас убрали и передали партнеру, который под нашим управлением этим занимается.

В целом же, пока, к сожалению, фулфилмент — это удел богатых интернет-магазинов. Преимущество клиентов в том, что складские операции ты от себя убираешь, взаимоотношения с курьерскими компаниями — тоже. Осталось дождаться недорогих ограниченных предложений для небольших клиентов и того момента, когда фулфилмент пойдет в регионы. На сегодняшний день услуги почти полностью сосредоточены в Москве и Центральной России.

— Какие новые услуги СДЭК запустил в последнее время?

— Из новых услуг я бы, в первую очередь, отметил великолепную услугу “Посылочка”. Она предназначена, прежде всего, для отправок физических лиц физическим лицам.

Вместе с ней мы разработали услугу “Наложка”, которая позволяет продавцам-физлицам на “Авито” и подобных сайтов осуществлять безопасные сделки.

— Какие новые тренды в доставке отмечаются на Западе? Можно ли ожидать их в России?

— Новые тренды на Западе, в первую очередь, связаны с созданием гигантских площадок, которые включают полный цикл продажи и логистики, самые известные — AliExpress, Amazon, и технологическими новшествами: доставка дронами, роботизированная доставка. Все больше сфера интернет-торговли связана с дальнейшим развитием технологий.

— Как Вы видите будущее доставки в ближайшие годы? Какие технологии будут внедряться?

— Собственно, эти технологии и будут внедряться. На сегодняшний день в доставке занял уже маленькую нишу так называемый краудсорсинг. Уже есть доставка таксистами Gett. В России есть компании, например, “Достависта”, которые применяют методы краудсорсинга.

— Доставка дронами и роботами-курьерами в России —  миф или реальность? Когда можно ожидать, что «доставка последней мили» перейдет к роботам? Собирается ли СДЭК роботизировать доставку?

— В России еще долго и упорно нужно работать над технологиями, поэтому в ближайшие месяцы системную доставку дронами и роботами я не ожидаю. В любом случае, если мировой прогресс к этому придет, Россия будет, если не в первых рядах, то уж в серединке точно. Когда СДЭК поймет, что доставку надо роботизировать, он ее роботизирует.

— Какие вопросы Вы планируете обсуждать на семинарах, посвященных успешному старту в e-commerce, 23 марта в Новосибирске? Не поделитесь парой «спойлеров»?

— Я думаю, будут обсуждаться как раз те вопросы, которые Вы мне задали. Если говорить о спойлерах, то наш приоритет развития на сегодняшний день — это международное развитие. Планируем в этом году открыть приблизительно 8-10 новых стран. Вот реальный спойлер, эту информацию мы еще никому не давали.

— Кому будет адресованы Ваши доклады на семинарах?

— В первую очередь, руководителям и сотрудникам интернет-магазинов, особенно начинающих и небольших.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.