E-commerce в Крыму: 3 года спустя

35 0
18 марта 2014 года согласно международному договору Крым вошел в состав Российской Федерации. Как это событие повлияло на интернет-торговлю в регионе? И изменилось ли что-то в крымской электронной коммерции спустя 3 года?

Для начала вспомним о событиях, которые оказали и продолжают оказывать влияние на крымский ритейл в целом и e-commerce в частности.

В июне 2014 года российский рубль стал официальной валютой в Крыму. Это спровоцировало резкую волну инфляции: цены на продукты поднялись, в среднем, на 25%.

В августе 2014 года на территории Крыма открыл свой объект первый российский ритейлер: сеть «Ассорти-продукт» из Ростова-на-Дону. Крупные федеральные сети не стали спешить с выходом на крымский рынок, называя главной причиной проблемы с логистикой. Лишь некоторые из них озвучивали планы выхода в регион: «Рив Гош», «220 Вольт» и «Связной». Правда, впоследствии в «Связном» эту информацию опровергли.

В декабре 2014 Евросоюз и США ввели очередные санкции против РФ и запретили поставлять в Крым товары, услуги и технологии. Сразу же вслед за этим с Крымом прекратили работать eBay и Amazon, запретили продавать свою продукцию HP и Dell. Google ограничил использование некоторых своих сервисов, а Apple закрыл крымчанам доступ к приложениям App Store.

Также в декабре 2014 года в Крыму перестали работать платежные системы PayPal и Payoneer, а Visa и MasterCard объявили о приостановке обслуживания карт работающих на территории полуострова российских банков.

В декабре 2015 года доставку в Крым приостановил китайский гигант AliExpress, сославшись на трудности с логистикой.

Несмотря на то, что в Крыму проживает порядка 2 миллионов человек, и он мог бы быть потенциально интересен для развития интернет-торговли, особых подвижек в этом направлении нет. По сей день логистика и низкая покупательская способность населения остаются главными проблемами для развития e-commerce в регионе. Ухудшает ситуацию слабое развитие в Крыму мобильной связи и, соответственно, мобильного интернета.

Мы попытались связаться с крупными онлайн-ритейлерами, чтобы узнать об их планах относительно развития в Крыму. Однако многие из них отказывались комментировать, ссылаясь на то, что «регион слишком специфический», либо просто игнорировали запросы.

Не вызвал запрос интереса ни у исследовательских компаний, ни у отраслевых организаций. В InSales нам сообщили, что пока собирают данные, и, возможно, представят исследование рынка во втором полугодии. В АКИТ дали только информацию об объеме трансграничной торговли в Крыму: в 2016 году он составил 220 млн рублей, что в 5 раз больше, чем годом ранее. В общем обороте трансграничной торговли в РФ доля Крыма, согласно данным АКИТ, составляет 0,07%.

Лишь несколько ритейлеров согласились ответить на вопросы нашего издания.

Алексей Банников, генеральный директор «Фотосклад.ру» рассказал, что компания в числе первых вышла на крымский рынок, открыв офлайн-магазин в Симферополе летом 2016 года. Также «Фотосклад» осуществляет доставку на территории Крыма.

«Нам пришлось столкнуться с рядом сложностей, - комментирует Банников, - например, касающихся аренды помещений. Можно сказать, что полуостров еще живет в 90-х. Когда начался кризис, арендные ставки в России в долларовом эквиваленте снизились в два-три раза. А в Крыму цены остались прежними, и арендодатели очень неохотно соглашаются на торг. Нам часто говорили: «пусть лучше постоит». Крымчане всё еще ждут каких-то перемен, стабилизации и надеются, что в конечном счёте смогут получить большую прибыль. Поиск места для магазина стал серьезной проблемой. Вдобавок ко всему, на полуострове низкая конкуренция, что толкает цены вверх, а также проблематично обеспечивать площадки всем необходимым».

Тем не менее, в компании считают выход на рынок Крыма правильным решением: «У нас нет конкурентов в регионе. Есть филиалы крупных игроков, но наши интересы не пересекаются».

«Мы представлены в Южном регионе, но на территории полуострова наших объектов пока нет» - сообщили Emagnat в пресс-службе компании «Юлмарт». О планах по выходу в регион вопрос остался без ответа. В сети «220 Вольт» сказали, что не так давно открыли магазин в Симферополе.

«Крым обслуживается в наших интернет-магазинах в обычном режиме, но заявок из него не так много - рассказала Наталья Паули, PR-директор ГК «Обувь России». - Для нас приоритетным направлением остается розница, поэтому, как только появятся собственные торговые точки в этом регионе, наши интернет-магазины также будут более активно его осваивать».

По мнению Натальи Паули, основным ограничением для развития торговли в Крыму остается вопрос логистики. Для интернет-магазинов, особенно в периоды пика продаж, сроки доставки играют первостепенную роль. Как только вопрос с логистикой будет решен, ритейл в регионе будет развиваться активнее – считает спикер.

«В целом, регион перспективный, поскольку в нем проживает более 2 млн человек, и ежегодно посещает множество туристов. К тому же, пока еще слабо представлены федеральные розничные сети, конкуренция сравнительно невысокая. Поэтому те компании, которые будут первыми активно выходить в Крым, смогут занять более существенную долю на региональном рынке» - подводит итог Наталья Паули.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.