Как «пакет Яровой» повлияет на онлайн-торговлю?
В начале июля Владимир Путин подписал ряд антитеррористических законов – так называемый «пакет Яровой». Большинство поправок вступает в силу уже с 20 июля. Каким образом нововведения повлияют на электронную коммерцию?
Пакет антитеррористических законов, разработанный председателем комитета по безопасности Госдумы Ириной Яровой совместно с сенатором Виктором Озеровым, включает ряд поправок, которые усиливают уголовную ответственность за терроризм и экстремизм. Особо стоит выделить 2 из них:
Альтернативой установке дорогостоящих устройств может стать прием посылок в открытом виде – такая практика применялась, например, во время Олимпийских Игр в Сочи. Это не потребует серьезных финансовых затрат и предотвратит серьезный рост тарифов на услуги почтовой связи.
Другая точка зрения у Дмитрия Манникова, директора по безопасности SPSR Express. Он убежден, что поправки не потребуют от операторов экспресс-доставки серьезных капиталовложений. По словам Манникова, SPSR Express и другие крупные операторы уже пользуются оборудованием, позволяющим досматривать отправления. Также спикер не видит причин для снижения числа заказов.

- Одна поправка обязывает операторов почтовой связи («Почту России», логистические компании, службы экспресс-доставки) контролировать содержимое посылок на предмет отсутствия в них запрещенных предметов или веществ. Запрещены к пересылке: яды, наркотики, оружие, деньги, скоропортящиеся продукты, а также вещества, которые могут представлять опасность для сотрудников почты. По новому закону, посылки с запрещенными предметами могут быть задержаны или уничтожены.
- Вторая поправка обязывает операторов связи и интернет-сайты хранить записи звонков и переписку пользователей (текст, фото и видео) в течение полугода, а сам факт приема и передачи информации – до трех лет.
Посылки будут принимать в открытом виде?
Одной из первых на «пакет Яровой» отреагировала «Почта России». Ее представители сообщили, что соблюдение антитеррористического закона обойдется компании в 600 млрд рублей. Чтобы контролировать содержимое посылок на всех этапах, необходимо установить оборудование (металлодетекторы, рентгенаппараты, газоанализаторы и др.) стоимостью 500 млрд рублей, еще 100 млрд – это ежегодное обслуживание техники и оплата работы контролеров в почтовых отделениях по всей России.
Количество заказов в интернет-магазинах может сократиться
Расходы логистических компаний из-за «закона Яровой» могут составить 180 млн рублей – таковы предварительные подсчеты Александра Иванова, президента Национальной ассоциации дистанционной торговли. Об этом сообщают "Ведомости". По мнению Иванова, именно такая сумма потребуется для закупки специальной техники и оборудования. В свою очередь, это приведет к росту стоимости отправлений и снижению числа заказов в интернет-магазинах на 30-40%. На данный момент больше половины онлайн-продаж составляют дешевые товары. За их доставку покупатели готовы платить не больше 10% от стоимости заказа. Принятие поправок «фактически убьет онлайн-торговлю, отбросив ее в развитие в начало нулевых» - считает Александр Иванов. С ним солидарен Александр Логунов, глава комитета по стандартизации Ассоциации компаний интернет-торговли. По его мнению, если доставка будет обходиться дороже самих товаров, то это приведет к резкому сокращению онлайн-заказов.
Кто из ритейлеров пострадает больше?
Разошлись мнения и у игроков рынка. Заместитель генерального директора сети «220 Вольт» Леонид Довладбегян полагает, что подорожание доставки скажется и на оборотах онлайн-магазинов, и на их ассортименте. В первую очередь, пострадают зарубежные площадки, такие как eBay и AliExpress. Рост цен на доставку сделает невыгодным заказы у них – клиентам будет проще приобрести товар в обычных магазинах. То, что с большой долей вероятности доставка подорожает, считают и в «Евросети». В то же время многие крупные компании не видят причин для волнения. Так, в «М.Видео» сообщили, что на долю «Почты России» приходится 0,01% от всех логистических операций компании. В Ozon.ru при помощи почты отправляется лишь 5% заказов, подавляющее большинство доставляется собственными силами. Поэтому компания с легкостью найдет альтернативу почтовой пересылке. Не видит серьезных рисков для себя и магазин KupiVip.ru, который предпочитает развозку заказов посредством собственной или партнерской сети доставки. Интересную точку зрения высказал в эфире Business.Fm основатель Wikimart Максим Фалдин: «В России тупость законов с лихвой компенсируется необязательностью их исполнения. Я думаю, также будет и с этим законом. Просто его исполнят в той мере, в которой это возможно, а в той мере, в которой это невозможно, никто его исполнять не будет. Вот и все. Никто не будет оплачивать никакую стоимость дополнительной доставки, ни покупатель, ни магазины. Соответственно этого просто не будет происходить. Найдут способ доставлять, этого не делая, не выполняя этот закон».
Добавить комментарий