10 необычных технологий, которые завоевывают мировой ритейл

537 0
Бесконтактная примерка обуви, голографические товары в магазинах, блокчейн - эти и другие технологии уже используют передовые ритейлеры. Разбираемся в их преимуществах вместе с Владимиром Филипьевым, генеральным директором Subtotal.ru, и экспертами рынка.

1. Предсказание кассовых разрывов

Для любого розничного бизнеса кассовый разрыв — это как минимум дополнительные потери из-за несвоевременного исполнения обязательств (финансовые или репутационные), а как максимум — первый шаг к банкротству.

В случае возникновения риска кассового разрыва бизнес может привлечь кредитные средства для его погашения. Малый и средний бизнес в большинстве своем не имеет инструментов для прогнозирования, но в ближайший год, в том числе благодаря ФЗ 54, это изменится, потому что:

  1. ФЗ 54 требует появления в любом розничном бизнесе инструментов для контроля поступлений (онлайн-кассы). Теперь, чтобы спрогнозировать кассовые разрывы остается собирать данные о расходах и использовать Excel или современную облачную систему автоматизации торговли.
  2. Банки заинтересованы в кредитовании среднего и малого бизнеса. Используя данные о движении денежных средств на расчетном счете и данные с онлайн-кассы, банки планируют динамически менять кредитную линию/овердрафт, используя собственные скоринговые модели.

2. Подсказки кассирам

Комментирует Роман Майстер, генеральный директор Rate&Goods

Подсказки на кассе, напоминающие кассирам о необходимости предложить клиенту аксессуары или сопутствующие товары, позволяют увеличить средний чек и выручку от 3 до 25% – это зависит от типа бизнеса, продаваемых товаров/услуг.

Ранее формирование таких подсказок делалось вручную и только в крупных розничных сетях, например, в Макдональдс при покупке кофе предлагается пирожок. Теперь это может сделать за человека современная система автоматизации.

После накопления достаточного количества данных о продажах, система выделит 5-10 наиболее часто встречающиеся в чеках пары товаров.

Далее пользователь может их утвердить или отредактировать. После чего, кассир, добавляя в чек товар из пары, будет получать напоминание о необходимости предложить покупателю сопутствующий товар.

3. Подсказки покупателям

Важно не только изобретение самой технологии, но и то, как ею заинтересовать пользователей — именно так в свое время получилось с компьютерной мышью и компанией Apple.

Например, в России мы среди первых, кто стал использовать мобильные сканеры штрихкодов в ритейле, но сам по себе сканер не может быть преимуществом — пользователю нужно предложить не просто что-то новое, но и полезное.

Специфика товаров народного потребления такова, что часто чужой опыт покупки и использования продукта влияет на решение покупателя.

Как показали исследования Яндекса, наличие отзывов на товар увеличивает вероятность покупки на 10% — вне зависимости от того, положительный был отзыв или отрицательный.

Поэтому мы, взяв за основу штрихкод товара и возможность его сканировать, создали хранилище данных о товарах из разных источников. Пользователь приложения может отсканировать штрихкод товара и узнать о нем общие сведения, цены, отзывы, подлинность.

Милен Генчев, генеральный директор IKEA Centres Russia, куратор проекта МЕГА Accelerator

Запуская в 2015 году МЕГА Accelerator, мы обратились к духу предпринимательства, с которым неразрывно связана деятельность нашей компании.

Мы верим, что сфера стартапов – прекрасный источник революционных идей, которые помогут превратить наши торговые центры в яркие пространства для встреч, отдыха и шопинга. В этом году участники проекта предложили 9 инновационных решений, среди которых были те, что направлены во внешнюю среду – 5 идей, призваны улучшить покупательский опыт гостей МЕГИ, а также 4 идеи, которые повысят операционную эффективность компании и помогут оптимизировать работу бэк-офиса.

Сегодня 7 предложенных решений уже запущены в тестовом режиме в МЕГАХ, и в скором времени наши гости первыми оценят возможности новых технологий и получат незабываемый опыт.

4. RFID-метки

Комментирует Сергей Баженов, генеральный директор ООО «Клеверенс»

До последнего времени интерактивные технологии в ритейле использовались в основном как инструмент привлечения покупателя в магазин, то есть, как своеобразный вид наружной рекламы.

Завлечь покупателя в магазин – это только полдела. Вторая половина – обеспечить продажу с приемлемой маржинальностью.

При этом всё более важным в современном ритейле становится фактор спонтанных или импульсивных покупок. Чтобы обеспечить такую покупку, инфраструктура магазина (оформление, выкладка, поведение продавцов) должны помочь покупателю заметить товар мечты и быстро подобрать подходящий вариант.

Читайте также: 8 способов увеличить спонтанные покупки в интернете

Использование бесконтактных средств идентификации, таких как RFID, позволяют сделать процедуру поиска и подбора товара намного более простым и приятным занятием.

Ключевыми элементами RFID технологии являются:

  1. Встроенные в товар или бирку RFID-метки, которые обеспечивают бесконтактную идентификацию товара;
  2. Карты покупателя с встроенной RFID-меткой, которые обеспечивают бесконтактную идентификацию покупателя в торговом зале и в очереди на кассу;
  3. Антенны RFID-считывателей, расположенные в торговом зале, в примерочных и на кассе.

Сразу же после маркировки товара RFID-метками можно до 40 раз повысить скорость проведения инвентаризации. Меньше времени закрыт торговый зал, меньше сотрудников работают сверхурочно.

По оценке компании American Apparel, внедрение RFID позволило в 4 раза сократить кражи, связанные с работой персонала.

Размещение антенн RFID-считывателей во всех контрольных точках торгового зала позволяет следить за движением товара.

Пример компании Motorola Solutions, USA:

Становится понятно, какие позиции меряют чаще всего, какие конкретные позиции чаще всего меряют в паре, с каких полок берут, куда возвращают. Можно оптимизировать выкладку.

Сейчас многие приходят в торговые сети с идеями строить маркетинговые стратегии на основе отслеживания товаров по RFID меткам, когда покупатель берет их с собой в примерочную. На основе анализа того, какие вещи примеряет покупатель — можно предложить похожие.

5. Голографические 3D-экраны

Голографические дисплеи, установленные в местах совершения покупок, стимулируют желание купить и повышают продажи. Каждое устройство содержит 3G-модуль, это позволяет передавать контент удалённо.

Пресс-служба Kino-mo:

Устройство устанавливается на поверхности, путем вращения светодиодов воспроизводится изображение, которое для восприятия человеческих глаз создает иллюзию цельной картинки.

Традиционные рекламные носители слишком привычны, а от 3D картинки создается WOW эффект. Это приводит к повышению продаж и увеличению узнаваемости торговой марки.

6. Бесконтактная примерка обуви

Комментирует Валерий Черник, генеральный директор Imigize Development Group, PhD

Сейчас покупателям стал доступен выбор обуви без физической примерки с помощью технологии трёхмерного моделирования стопы покупателя и внутреннего пространства обуви.

Любой пользователь смартфона с помощью специального приложения может получить 3D-модель своей стопы в формате цифрового кода и использовать его при выборе обуви в магазинах, где есть уже оцифрованные модели.

Cистема учитывает не только длину и ширину стопы, но и такие строго индивидуальные параметры, как подъём стопы, ширина пальцев.

Программный алгоритм сервиса совмещает 3D-модель ног покупателя и 3D-модели внутреннего объема всей обуви магазина с точностью до 1 мм и находит наиболее подходящие товары. Интернет-магазины Wildberries и Runlab уже приступили к внедрению системы.

7. Распознавание лиц

Встроенные в полки с товарами камеры для подсчета числа визуальных контактов с отдельными товарами позволяют оптимизировать выкладку товара и таргетированную рекламу.

Распознавание лиц ритейл применяет не только в маркетинге, но и в безопасности — для обнаружения преступников.

Если лицо посетителя совпало с базой подозреваемых — за ним будут внимательно следить, предупрежденные системой сотрудники и не допустят кражи либо зафиксируют ее.

8. AR и VR

Многие женщины пытаются найти правильные оттенки для макияжа или хотят знать, как все будет выглядеть, прежде чем они совершить покупку.

Дополненная реальность — зеркала для макияжа Shiseido показывают прямо на лицах покупателей, как в итоге будут смотреться понравившиеся им косметические продукты.

9. Роботизация

Роботы вместо консультантов в розничных магазинах кажутся пока еще фантастикой, но они уже научились эффективно справляться со складской работой, заменяя на этом участке людей. В будущем нас ждет активное применение роботов консультантов в торговых залах.

В новом исследовании компании Qmatic сообщается, что 31% представителей розничной торговли собираются в будущем применять гуманоидных роботов в своих магазинах. А 14% ритейлеров готовы внедрить технологии роботизации уже в 2018 году.

В Walmart, например, создали роботизированную тележку для магазинов самообслуживания. Renault внедряет роботов Pepper в своих автосалонах по всей Франции.

10. И здесь блокчейн

Комментирует Александр Бородич, основатель блокчейна Universa

Технология блокчейн у большинства рядовых пользователей ассоциируется преимущественно с криптовалютами, но прикладное использование блокчейн намного шире. Это и финансовый сектор, и логистика, и ритейл.

Сама специфика ритейлеров предполагает огромное количество процедур, заказов, счетов и действий. Ошибки и неточности в этом деле просто неизбежны.

Чем здесь может помочь блокчейн?

Включение RFID-метки или QR-кода в блокчейн-сеть позволит видеть и контролировать все этапы операционной деятельности. В любой момент можно увидеть источники данных о товаре и его происхождении. Например, откуда ввезены сотовые телефоны или французское ли вино? Подделать или заменить эту информацию в сети не получится.

Ритейл как никто другой может оценить все преимущества блокчейна: это дает возможность перевести все клиентские сервисы и процедуры на совершенно другие скорости, позволяя снизить расходы в десятки раз.

Например, у нас идёт плодотворное сотрудничество по линии Universa Blockchain и группы компаний НСК Евросервис, а это свыше 9 млн выполненных заявок.

Теперь заявки со всей России на ремонт, хранение, перемещение на складах, логистику, восстановление и утилизацию торгового, холодильного и любого другого вида оборудования клиентов, полностью переводятся на блокчейн Universa, что позволит значительно сэкономить время и оптимизировать ресурсы.

Нужно понимать, что переход ритейла на блокчейн – это мировая практика. Так, американская торговая сеть Walmart с выручкой в 485 млрд долларов еще в прошлом году начала эксперимент с консорциумом Hyperledger по созданию сервиса отслеживания продуктов от производителей к супермаркетам на основе блокчейн.

Это позволило потребителю контролировать всю цепочку от начальной до конечной точки на торговой полке. Ритейл и конечный покупатель извлекают лишь пользу от перевода всех технологических процессов на блокчейн.

Читайте также: 7 эффективных технологий для привлечения покупателей

Источник: Rusbase

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.