В этой связи несколько нелогичным может показаться тот факт, что самые успешные образцы онлайн-торговли в мире исповедуют горизонтальный подход к ведению бизнеса. Такие киты электронной коммерции, как eBay.com, Amazon.com и Walmart.com торгуют практически всем, удовлетворяя абсолютно любой потребительский спрос.
Вот и возникает вполне резонный вопрос: нужна ли пресловутая специализация или же стоит продавать «все для всех»? Давайте разбираться…
Что такое горизонтальная онлайн-торговля?
Выражаясь простым языком, бизнес в русле горизонтальной электронной коммерции специализируется на реализации огромного количества самых разных товаров.
Ярким представителем ниши по праву считается Amazon.com. В этом интернет-магазине продается буквально все: книги, мебель, еда, одежда, игрушки, программное обеспечение, музыка, гаджеты и куча всего другого! У нас его место занял OZON.ru.
Если брать отечественный e-commerce, то можно заметить, что по этой стратегии пошел Юлмарт, который изначально был ориентирован на технику, сейчас же они расширяют товарные категории: авиабилеты, товары для дачи, парфюмерия т. д.
Представители горизонтальной онлайн-торговли традиционно настаивают на удобстве своего бизнеса для конечного потребителя, который «под одной крышей» может купить все, в чем нуждается. Другим важным своим достоинством они называют конкурентные цены, обусловленные прямыми контактами с производителями продукции и грандиозным масштабом торговли.
Что такое вертикальная онлайн-торговля?
В отличие от горизонтального вертикальный бизнес олицетворяет узкоспециализированную электронную коммерцию. К примеру, вертикальную онлайн-торговлю практикует ритейлер, продающий в интернете только лишь детские товары. Точно так же вертикальный бизнес выстраивает интернет-магазин, продающий исключительно обувь.
Примеры:
- HELLO, HONEY - интернет-магазин меда и подарков собственного производства.
- Минерал Маркет - интернет-магазин натуральных камней и украшений.
- ZARA - магазин-бренд модной одежды.
Представители вертикальной онлайн-торговли ориентированы на более качественную демонстрацию реализуемого товара. Поскольку они сфокусированы на одном (реже – нескольких продуктах), постольку такие торговцы имеют возможность показать потенциальному покупателю абсолютно все стороны предлагаемой продукции, которую они знают досконально.
По крайней мере, так должно быть в теории. Тот же продавец ювелирных изделий на страницах своей торговой площадки обычно размещает эффектные фотографии, демонстрирующие невероятный блеск драгоценных камней в различных световых условиях. Подобным образом может действовать и интернет-магазин, специализирующийся на продаже безрецептурных медпрепаратов. Здесь на странице конкретного лекарственного средства довольно часто указывается детальная инструкция его применения, возможные побочные действия и прочая сопутствующая информация.
Что лучше?
Вряд ли найдется тот, кто сможет дать однозначный ответ на поставленный вопрос. Раньше игроки на рынке электронной коммерции стремились быть горизонтально ориентированными. Ведь расширение ассортимента реализуемой продукции означало всего-навсего увеличение байт и бит в структуре сайта, но никак не увеличение реальных торговых площадей. Так почему бы не продавать «все для всех»?! Прошло время и на рынке стали появляться серьезные игроки в сфере вертикальной онлайн-торговли. Их приход, по мнению отдельных западных экспертов, знаменовал собой новую эру в электронной коммерции. Такие специалисты безапелляционно верят в правоту своих слов, громогласно называя представителей вертикального торгового бизнеса «настоящими убийцами» в своих нишах.
Вертикально – не значит просто!
Несмотря на то, что вертикальной онлайн-торговли многие прочат светлое будущее (особенно в схватке с горизонтальным конкурентом), начать и развивать такой бизнес не так уж и легко, как может показаться на первый взгляд. Основные трудности на этом пути сводятся к нескольким пунктам.
Во-первых, начать заниматься вертикальной электронной коммерцией, в основе которой – реализация собственного продукта, на порядок сложнее, нежели перепродавать чужой товар. Своя продукция должна отличаться не только уникальными потребительскими качествами, но и должна быть выгодно преподнесена зачастую искушенной целевой аудитории.
Во-вторых, даже если вертикально ориентированный бизнес заточен под реализацию чужой продукции, то в один прекрасный день могут возникнуть объективные проблемы с ее поставщиком. Дабы этого не произошло, необходимо позаботиться о по-настоящему крепких деловых связях с непосредственным производителем.
В-третьих, как доказывает практика, вертикальная электронная коммерция выгодна при больших объемах реализации конечной продукции. Следовательно, на начальном этапе ее становления от бизнесмена потребуются серьезные вложения для запуска торгового проекта. И вот именно здесь подстерегает опасность, так как всегда существует риск, что товар в силу тех или иных причин в итоге не найдет своего покупателя. А, как известно, первоначальные инвестиции, которые не окупились, верный признак скорого разорения.
Если к этим трудностям добавить также высокую конкуренцию на рынке в лице успешных горизонтальных и вертикальных игроков, то становится очевидным, что для многих вертикальная онлайн-торговля превратится в непреодолимый барьер. Впрочем, это не повод опускать руки, ибо дорогу осилит идущий!
О разночтении понятий
Думается, наш небольшой ликбез должен был несколько прояснить ситуацию, что же такое вертикальная и горизонтальная электронная коммерция, в чем их отличия и т.д. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что данный материал – не истина в последней инстанции. Почему? Все просто – если с определением горизонтальной онлайн-торговли проблем обычно не возникает (большинство понимает ее именно так, как описано выше), то с трактовкой вертикальной электронной коммерции в экспертных кругах единства нет.
Одни убеждены, что данной категории соответствуют исключительно те ритейлеры, кто посредством интернета продает продукцию, которую сам и произвел. Другие допускают торговлю не только своим, но и ограниченным ассортиментом чужих товаров. Есть и такие, кто считает, что вертикально ориентированным может быть не только онлайн-торговля, но и бизнес в реальной жизни. Словом, сколько людей – столько и мнений!
Добавить комментарий