Максим Фалдин: “Чего я не знал, начиная бизнес”

930 0
Максим Фалдин, основатель интернет-магазинов Wikimart и Little Gentrys, рассказывает о том, как изменилось его восприятие бизнес-процессов за годы работы в e-commerce.

15 лет назад Максим Фалдин, экономист по образованию, был уверен, что ум и деньги — это одно и то же. С тех пор он успел основать интернет-гипермаркет Wikimart, уйти оттуда, запустить премиальный онлайн-магазин детской одежды Little Gentrys (к 2022 году планируют выйти на ежегодную выручку в 1 млрд рублей) и пересмотреть некоторые из своих взглядов. Вот восемь открытий, которые он сделал, став предпринимателем.

№1 Предприниматель не должен делать всё сам

Для меня было открытием, как мало в бизнесе нужно делать руками. На что можно нанять сотрудника — предприниматель должен его нанять. И каждый раз, когда он что-то делает руками, он должен спросить себя: «Почему я это делаю?». Допустим, нужно сделать какой-то файл — таблицу с данными, презентацию, текст написать — и ты, быстро поняв, что поручить это некому, берешься за работу сам. Но так быть не должно, потому что предприниматель — это высокоуровневый продюсер. Он должен людей организовывать. Всё просто, либо вы нанимаете HR-специалиста, либо вы работаете HR-специалистом. Либо вы нанимаете финансового директора, либо вы занимаетесь его работой. И настоящее развитие предпринимателя идет через повышение уровня делегирования. Я до сих пор периодически делаю что-то самостоятельно, но уже осознаю, что это из-за неумения организовать тот или иной процесс. Нужно учиться.

№2 Предприниматель работает нервами

Главное — это умение собрать ресурсы. Людей, капитал, знания — собрать это всё вместе и сделать так, чтобы всё работало. На предпринимателе формирование видения бизнеса и его экспансия: внутрь, на самого себя, на команду, детали и наружу, представлять концепт бизнеса миру, презентовать его, быть лицом бизнеса. Предприниматель — это гарант того, что сотрудники получат зарплату, что инвесторы вернут свои инвестиции, что банки получат кредит, а контракт будет исполнен. Как говорит один мой приятель: «Мы работаем нервами».

№3 Миллиард долларов — это просто флажок

Для меня довольно очевидно, что деньги дают свободу. И за время, которое я занимаюсь бизнесом, я выработал для себя три степени свободы:

  1. Вы можете долго не работать. В моем понимании, денег должно хватать на 18 месяцев жизни.
  2. Вы можете не работать всю жизнь, и денег хватит закрыть все бытовые нужды. В моем случае это от $5 млн до $10 млн.
  3. Количество денег, которые человек не сможет разумно потратить за всю жизнь. Это $1 млрд.

До того как стать предпринимателем, я думал, что $1 млрд — это хорошая сумма. Теперь для меня $1 млрд стал эталоном Нобелевской премии. Но что $1 млрд, что Нобелевская премия — это просто флажки. Потому что как Нобелевская премия не добавляет ничего к интеллектуальному уровню человека, так и третья, четвертая или пятая сотни миллионов долларов не меняют кардинальным образом его жизнь.

№4 В партнерстве важна химия, а не компетенции

Я не осознавал, что партнерство — это очень дорогая история, потому что не просто платишь кому-то зарплату или занимаешь деньги. Ты отдаешь человеку долю в бизнесе, и это очень дорого. Но это необходимая вещь для меня, как командного человека. Мне нужно играть в команде, мне нужен рядом партнер, и я готов за это платить. И еще, в бизнес-школах учат, что в партнерстве важна комплементарность навыков, когда недостаточно развитые способности одного субъекта компенсируются знаниями другого: один IT, второй продавец, третий HR. Полная чушь. На все эти функции можно и нужно нанимать, смотрите пункт первый, а с партнером должна быть отличная химия.

№5 В микроэкономике есть место экономическому чуду

Я по образованию экономист, и всегда представлял себе термин «Экономическое чудо» в макроэкономических показателях: Южная Корея, Сингапур, Япония в 70-х годах. Занявшись предпринимательством, я начал формулировать это чудо в микроэкономических показателях. В чем смысл бизнеса? В создании акционерной стоимости — количество денег, инвестированное в компанию, против денег, которые она принесла за 5-10 лет. И где-то между 5 и 10 годами нужно это чудо создавать: инвестировали в компанию $100 млн, а она принесла $1 млрд. В Little Gentrys мы планируем достигнуть 1 млрд к 2022 году, правда, в рублях.

№6 Большинство инвесторов ничего не понимают в бизнесе

Пятнадцать лет назад я думал, что ум и деньги — это одно и то же, а значит, есть умные люди с деньгами и есть ты. Меня один человек научил своему правилу: «Глупость повсюду распределена равномерно и неизменно». И для меня было откровение, насколько инвесторы ничего не понимают в бизнесе. Там есть такие же глупые люди, и большинству из них в свое время просто повезло. Пример из моей практики — в Wikimart мы почти построили свое экономическое чудо, изначальный план был 7 лет. За 5 лет мы дошли до оборота в $7 млрд и очень низкого убытка, который должен был в 2015 году уйти в ноль, а в 2016 году выйти в плюс. И я уверен, что в 2017—2018 годах мы могли бы продать Wikimart за $300 млн таким компаниям, как Alibaba, Маркетплейс goods, Яндекс.Маркет. Я бы получил из этой суммы 10%, но вместо этого пришли русские инвесторы, которые угробили компанию.

№7 Баланса личной жизни и работы не существует

Раньше я тоже думал, что нужно соблюдать баланс между работой и личной жизнью. Теперь понимаю, что это ложная концепция, — не должно быть баланса, должна быть гармония. Те, кто ищет баланс, просто не могут найти гармонию, и это их проблема. Не обязательно жить сбалансированно, на мой взгляд, нужно жить вещами, которые дают тебе драйв.

№8 Профессиональные управленцы не нужны

Нанять дорого профессионального управленца — это расписаться в собственном бессилии как предпринимателя. Я постоянно сталкиваюсь с людьми, принцип которых — «рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше», и этих людей брать нельзя ни в коем случае. Мы в Wikimart много нанимали таких сотрудников, а затем увольняли. Сейчас я думаю, что все люди, которых мы наняли на зарплату 0,5 млн рублей и выше, были нашими ошибками. Можно нанимать дорогих специалистов: IT, аналитиков, коммерсантов. Но управленческие кадры обязательно нужно выращивать внутри компании. Если человек мотивирован работать у тебя за большую зарплату, то сколько ни плати, он каждые шесть месяцев будет говорить, что ты ему радикально не доплачиваешь.

Читайте также: Принципы Джеффа Безоса, которые привели Amazon к успеху

Источник: INC. Russia

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.