Что мешает развиваться e-commerce в России?

По прогнозам аналитиков рынок электронной коммерции может составить до 10% от общего оборота розничной торговли к 2015 году. Это доля, которую сейчас имеет e-commerce в США. Несмотря на то, что для России, по словам министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, «это фантастические цифры и прекрасные возможности развития бизнеса», в мировом формате Россия сильно отстает от развитых стран. В чем же причина такого медленного развития электронной коммерции в нашей стране?

По данным исследовательского агентства TNS 93% россиян знают, что представляют собой электронные деньги, а вот пользуются ими не более 30%. Максимальный уровень проникновения электронных платежей отмечается в Москве — 39%. В городах миллионниках этот уровень составляет всего 20%. В среднем по России – и того меньше. Например, в Северо-Западном и Южном федеральных округах этот показатель составляет всего 15%. При этом чаще всего пользователи используют онлайн-оплату для пополнения счета мобильного телефона, и лишь на втором месте – оплата покупок в интернет-магазинах.

Нужно отметить, что и онлайн-магазины тоже не стремятся активно развивать платежные сервисы. Так, только 10% всех интернет-магазинов рунета предлагают пользователям оплату покупки онлайн, то есть непосредственно на сайте. Около 50% этих магазинов предлагают два варианта онлайн-оплаты – с помощью пластиковой карты или электронных денег. Наиболее распространенные способы оплаты:: Webmoney (30%), Яндекс. Деньги (17%), Qiwi (15%), Robokassa и RBK. Money. При этом рост доли на рынке электронной торговли за прошедший год увеличила только Qiwi.

С другой стороны, по данным исследования рынка платежных систем Robokassa, снижается и доля оплаты наличными (курьеру). «Магазины с оплатой курьеру наличными можно вообще исключить из сегмента электронной коммерции. Сама по себе оплата наличными — довольно нетехнологичный способ», — говорит Олег Покровский, один из основателей компании.

Он же считает, что основными субъектами России, за счет которых e-commerce может дать активный и значительный рост, будут именно небольшие города: «рынок электронной коммерции будет прирастать за счет небольших городов, где нет крупных магазинов бытовой техники, офисов производителей. У жителя города-миллионника есть выбор: купить что-то в интернете или съездить в салон, проверить товар и купить. У жителя маленького города такого выбора нет, потому в малых городах e-commerce будет расти даже быстрее, чем в крупных», — считает Покровский.

Серьезное препятствие для роста электронных платежей – в первую очередь, доверие пользователей. По словам директора по маркетингу компании uBank Евгения Козлова, «покупая за наличные, люди уверены в качестве товара, поскольку есть возможность его проверить на месте. Разумеется, безналичные платежи способствуют росту онлайн торговли, но наличные никуда не денутся, пока остается недоверие покупателей по отношению к продавцам».

Более оптимистично смотрит на рынок представитель компании Qiwi Александра Высочкина: «Сейчас более продвинутые пользователи используют электронные средства оплаты, и доверие к этим средствам оплаты растет. В то же время существует культура наличных денег в России, и навязывать переход на электронные деньги просто не имеет смысла… Говорить о том, что электронные деньги мешают наличным или наоборот, было бы совсем неправильно».

29.04.2013

ОЦЕНИТЕ СТАТЬЮ)

Статья недели

5 способов изучить спрос на товар до открытия интернет-магазина.

Перед тем, как открыть интернет-магазин, важно выяснить, есть ли на ваш товар достаточный спрос. Я настоятельно рекомендую вам не ...

© 2011-2016

Права на экспертные публикации принадлежат авторам.

Права на комментарии и статьи редакции принадлежат eMagnat.

Реклама на сайте