20 практических советов по продающим интерфейсам из вебинара Дмитрия Сатина

133 0
satin Вашему вниманию предлагается краткий список больших и маленьких рекомендаций, выжатый дизайнером интерфейсов из известного 4,5-часового вебинара от 18 мая. Кто не в теме, Дмитрий Сатин - духовный отец русского юзабилити. Ныне советник Министра связи и массовых коммуникаций. Кому будут нужны развернутые пояснения (с серьезным погружением в психологию и ссылками на авторов), а также интересные рассуждения Дмитрия о разных аспектах индустрии - здесь можно купить видео.  

Счетчик "До конца акции..."

Да, пользователи чаще кликают по счетчику “Успейте купить, осталось...”. Но если он долго висит, то клики ощутимо падают. Предположительно возвращающиеся пользователи не были довольны вечной акцией, но точно установить причину не удалось. В любом случае, использование важнее привлечения в долгосрочной перспективе. Всучить можно все, но в процессе использования восторжествует справедливость. 1465847564855  

Работайте с эмоциями

Нужно помочь полюбить вещь при ее продаже - тогда покупатель полюбит больше себя с этой вещью, и вернется в магазин.  

Модель должна усиленно смотреть на рекламируемый объект

Тогда на объект обращается максимум внимания пользователя. Причем, обращение взгляда должно быть ярко выражено - желательно всем корпусом, прямо в профиль. Стадный инстинкт - например, мы всегда смотрим туда, куда смотрят все на улице. Вниманием человека можно управлять.. вниманием человека. 1465848463992  

Нужно ли в корзине ставить товары для допродажи?

Нет, отвлекать нельзя. Любой доп.шаг на пути к покупке, любое отвлечение - это риск. Допродажами следует заниматься после получения контакта.  

Особенности пола и возраста пользователей

Поведение мужчин и женщин на сайтах походит на поведение молодых и немолодых людей: Молодые люди и мужчины мало думают и смотрят по сторонам, кликают быстро, уверенно, за миллисекунды. Пришел-увидел-нажал. 1465848976873 У немолодых людей и женщин реакция менее быстрая, они дольше думают над тем, куда нажать. Именно они видят рекламу. Кликают по ней, правда, так же мало, но хотя бы смотрят. 1465849032008 Дети и женщины более эмоциональны. Поэтому любые непонятки могут их расстроить, смутить. Бережно с ними надо, заботливо.  

О баннерах-слайдерах-каруселях на главной странице

Слайдера ради слайдера быть не должно - общая ошибка. Если нечего сказать важного, убирайте. Не должен слайдер занимать весь экран. Уйдут, так как непонятно, что можно делать на сайте. На баннерах на главной странице обязан быть призыв к действию, чтобы не было эффекта “и че?”. И обязательно поставьте интерактивный элемент - некую кнопку. 1465849157782  

Опыт длится (и допридумывается) долго после взаимодействия

Опыта есть 2 вида по факту: я-переживающий и я-”помнящий”. Тот, что сейчас чувствуешь, и то, что себе потом об этом “вспоминаешь” (а по факту придумываешь о нем истории и даже сказки). Например, долгая болезненная процедура воспринимается после операции лучше, чем быстрая, но очень болезненная, потому что мы запомнили пики боли. Итого важно, чтобы было, что об интерфейсе вспомнить особенно крутого, иначе, даже если все было в целом хорошо, об интерфейсе забудут, и больше не зайдут. То же в обратном случае - главное, чтобы не было грубых косяков - пользователь именно их запомнит и сделает обо всем интерфейсе отрицательный вывод. Опыт продолжается и после взаимодействия - оставьте след в памяти, красивую историю. Причем, особо важны первый момент взаимодействия и последний (т.к. его не затерли последующие впечатления). Понимая, что опыт продолжится, нужно продумать это - например, к продаваемому вину написать историю о нем, которую он сможет рассказать знакомым, с которыми пьют его. Важно показать смачную картинку, где это вино было собрано или где его и как пьют. У всяких CRM, понятно, другой эмоциональный потенциал - его там почти нет, но и там можно и нужно приятно удивить. Причину покупки нужно подавать очень понятно и наглядно, чтобы ее запомнили надолго, возможно, рассказали знакомым и, главное, Себе о том, почему же именно ее купили. Тогда удовлетворение будет полным, и в магазин вернутся.  

Сверхвовлечение - мечта

Состояние потока (сверхвнимание) - когда мы вовлечены с головой в любимую деятельность. Когда нам не надо подключать волю (ведь воля - борьба с нашими мотивами). “Поток” (а кто-то говорит, что и счастье) - гармония внутренних возможностей и внешней среды. Но в наше время обычно так вовлекают только компьютерные игры, да основные соцсети. Пользователи новостей стали менее лояльны - на главную страницу новостного портала уже не заходят за завтраком, а с поисковиков падают на новость и сваливают. Ценовые агрегаторы типа Яндекс.Маркет - то же самое. Совершенно нелояльно к конкретным магазинам все теперь заходят с “задней двери” - сразу на страницу товара. Состояние потока (сверхпогружение, контакт) с аудиторией не получается наладить. В итоге теперь очень много всего о самом магазине нужно рассказывать не на главной и других имиджевых страницах, а прямо рядом с кнопкой “Купить”. 1465849619803 1465849922223  

Акцентировать интерфейс на новичков или на экспертов?

На новичков. Вообще оптимальный уровень сложности интерфейса сразу определить сложно, поэтому просто постепенно повышайте уровень сложности - первым делом выводите самое основное, а эксперты сами спокойно докопаются до нужного. Например, привлекательные баннеры с сумочками для женщин на главной странице не помешают мужчинам по-быстрому найти на третьем уровне меню себе ремень. Не нужно вместо баннеров на главной странице меню разватрушивать, чтобы знающие быстрее нашли, что ищут - они и так найдут, а мы лучше обработаем основную аудиторию. Если видите в метрике, что пользователи не достигают своих целей - выводите подсказки именно этим неудачливым пользователям, помогайте. Нужно вести за руку, но только поначалу - как разберутся, это начнет напрягать.  

Почему необходимо ярко и отчетливо сообщить о том, что действие успешно завершено?

Если не дать закончить какую-либо задачу - прервать человека, то задача его не отпустит, будет держать в напряжении. При этом он ее будет помнить в деталях, но в нашей сфере эффект все же, скорее, отрицательный. Например, если форма “Спасибо за покупку” неочевидная, оставляющая с подвешенном состоянии - “позвонят-не позвонят?”, а вы еще и смс, что все чики-пуки, не кинули, да еще и не звоните ему в первые минуты, то пользователь с ощущением незакрытого вопроса легко может пойти посмотреть, что там у конкурентов. События должны отливаться в красивую историю, а не оставаться занозой в голове. 1465850330549  

Не грузите под руку, не увидят

Саккады - скачки зрачков глаз. В обычном состоянии мы постоянно сканируем зрачками мир - ищем, чем бы поживиться. То, как бегают у человека зрачки, зависит от его состояния и отношения к тому, что находится в фокусе его внимания. Причем, неважно, смотрит он при этом на что-то конкретное или просто о чем-то думает. Если взгляд остановился, человек решает небольшую задачку. Пока он не разрешит одну задачу, его взгляд вокруг ничего другого просканировать не сможет.  

О разном

- Не надо особо обыгрывать 404, это всегда облом, просто нужно снизить неудовлетворенность, помочь по-быстрому. - Радикальные глобальные изменения интерфейса вам лояльные пользователи не простят, пойдут на вас с вилами и факелами. Надо бы понемногу, поэтапно. И сообщать при этом пользователям о грядущих этапах. Заботливо спрашивать, какая функция из планирующихся нужна быстрее? Какой вид больше нравится? Как им последняя доработка? - Сатин не делает абы кому с ходу аудиты, т.к. пока он с заказчиками не находится в одном понятийном поле, не мыслит с ним одинаково, аудит вызовет только обиду и противодействие, вплоть до признания Сатина плохим экспертом. Знакомо:) - Проектировщик - суррогатная мать продукта. В нас закладывают зародыш - идею, мы его вынашиваем, но принадлежит он не нам, забудьте о своих чувствах. - Контакт с заказчиком должен быть полным, частым, постоянным. Понимание - тоже. Нельзя просто взять, и сделать ему дизайн, не общаясь, вывалив через месяц готовый дизайн - не примет. Самые простые супер-решения он должен вывести с Вами, но как бы “сам”, а вы скромно молчите или проиграете. Если уже есть конфликт мнений или эмоций, пора расставаться - каши не сварите. - Лучшим методом юзабилити-тестирования Сатин считает наблюдение за живыми пользователями с последующим интервью “почему Вы тут затупили?”. - "Узнать цену" - плохой призыв. Слишком долго - хотят купить, а не узнавать. Нет цены - досвидос. - При создании узких профессиональных интерфейсов порой обучить персонал эффективнее и дешевле, чем париться с проектированием и юзабилити-тестированием. Дело в том, что упростить и облегчить интерфейс порой очень трудно. Порой нужно просто вывалить все кнопки на экран для быстрого доступа к ним. Исключение тут - коллцентры с их текучкой: им объяснять некогда, они завтра уволятся. - Помним, что успешен тот интерфейс, в котором сложились ожидаемый (“должно быть”), желаемый (“вот бы”) и фактический (“о, как”) опыт. - А “траффик” Дмитрий окрестил “обезличенным наркоманским словом”:)  

В заключение

В мире сейчас наблюдается информационная перегрузка - идет постоянное перепроизводство и так избыточной информации. Пользователи тоже стали массовыми засчет дешевых устройств (спасибо, андроид). В итоге имеем “лоскутное” использование “говнотраффика” без достойной критики - “пережевывание трешовых” материалов круговоротом. Часть аудитории беззащитна перед этим траффиком, ведется на все, что смотрит и лайкает большинство, а большинство в мире очень слабо развито. Присоединюсь к Дмитрию - фильтруйте трэш, чтобы не пропустить в его потоке что-то по-настоящему важное. Да пребудет с Вами траффик!   1465928368211

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.